guedeloa

Categories:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с.Кузнецкое ,Чел.обл.)Часть 3

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1809
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1809

Краткое содержание предыдущих серий ,мы побывали в приходском доме и внутри храма

Действительно ,идет медленная реставрация ,есть старинные фрески и остатки совкового быта.

Эта картина так сказать верхний слой краски,сельского клуба или кинотеатра

Ну и блеклой краской зловеще смотрят на нас двухмерные образы

Поэтому давайте попрощаемся с храмом и выйдем в сад

САбж внутри.
САбж внутри.

Церковь находится на берегу озера Большие Ирдяги

собсна озеро
собсна озеро

питание озера происходит за счет атмосферных осадков, а также из других озер.

В озере водится щука, окунь, лещ, верховка, сиг, рипус, пелядь, карп, ротан и карась.
В озере водится щука, окунь, лещ, верховка, сиг, рипус, пелядь, карп, ротан и карась.

Вот и дядечка решил порыбачить,вид с сада церкви.Название озера Большие Ирдяги (или Большой Ирдяш) имеет 2 значения: от  тюркского мужского имени Ирдеген (Ирдяк), популярного раньше у татар и  башкир, и в значении  «место спора», по легенде, между двух озер  собирались люди и выясняли отношения.

Ирдиги
Ирдиги

Там за озером еще один старинный эпичный храм Тихвинской иконы.с.Губернское в отличии от нашего он работает.Как нить заедем и туда.

А пока двинем в сад

Возможно тут даже было и кладбище так как раньше часто хоронили подле церкви

Вот яблони и груши их немного но все же есть

Трава мягкая,в месте ощущается какая то благодать и покой,бывший сад облюбовал пустырник,нарвал себе пучок для успокоения.

Впринципе понятно почему коровки любят здесь гулять.Луговая трава,водичка

Церковь вид из сада

А вот и паста : Кузнецкое село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд лежит  в 180 в. от епархиальнаго и уезднаго города, на юг. Оно расположено на  северной стороне озера Большие Ирдиги, имеющаго до 12 в. в окружности; с  запада к селу примыкает другое озеро – Малые Ирдиги и в 200 с. далее  находиться третье озеро – Увильды, имеющее в окружности до 90 в. и  отличающееся прозрачностию воды. Начало селу положили в 1765 году  переселенцы из деревни, находящейся на реке Тютняре, Кузнецкаго у.,  Саратовской губернии. По уезду село получило название Кузнецкаго, а по  реке оно известно с именем Тютняра. Переселенцы, в количестве 77  семейств, были куплены Демидовым у князя Долгорукова для заводских  работ, а по другому сказанию – были проиграны последним в карты. Демидов  поселил их на купленной у башкир земле, в том месте, где и теперь  расположено село Кузнецкое, а на месте, где ныне деревня Смолина, была  башкирская деревня Юртишь. Но русские насельники вытеснили башкир с  купленной у них земли, коей в Устав. грам. Значится 10,988 десятин.  Тютнярцы находились в крепостной зависимости и работали на господ шесть  дней в неделе, а воскресные и праздничные дни могла работать на себя.  Начало образованию здесь самостоятельнаго прихода положил Демидов,  владелец Кыштымских заводов, где, как крепостные, работали и крестьяне  села Кузнецкаго. Но Демидов только исходатайствовал разрешение на  постройку храма и положил ему основание в 1805 году. Постройкою храм  окончен в 1809 году, когда от Демидова село перешло во владение купца  Льва Расторгуева. Храм каменный, двух-этажный и двух-престольный; в  нижнем, теплом, престоле во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен в  1831 году, 26 Февраля, а в Верхнем холодном – в память Вознесения  Господня освящен 15 Августа 1842 г. архиепископом Пермским и  Верхотурским Аркадием. К числу местно-чтимых святынь принадлежат иконы  Господа Вседержителя и Тихвинская икона Божией Матери, сооруженныя  жителями села по следующему поводу. В 1848 г. в заводах   свирепствовала холера, и жители с. Кузнецкаго дали обет, если бичь  Божий минует их весь, построить храм в деревне Губернской, которая в то  время принадлежала к приходу этого села. Но по недостатку средств  прихожане не могли исполнить своего обещания о построении храма, а в  благодарность за избавление от холеры соорудили в 1856 г. две упомянутыя  иконы. Иконы писаны на дереве в Каслинском заводе мастером Голышевым и  обложены кованными в Москве серебряными ризами 84 пробы, с камнями на  венцах; каждая риза весом 22 фунта и 6 золотников, с финифтяными дщицами  для надписей. Цена обеих риз 800 рублей ассигнациями. Приход состоит из  села и деревни Смолиной, тесно примыкающей к селу. В нем числится  прихожан 3201 д. муж. и 3286 д. жен. пола. Из числа прихожан необходимо  отметить умершаго в 1892 г. крестьянина деревни Смолиной Федора  Васильева Мучкина, который имел большое значение как в распространении,  так и в искоренении здешняго раскола. Богато одаренный от природы, Федор  Мучкин, в бытность свою в военной службе, заразился раскольническими  заблуждениями, убежал со службы и несколько лет скитался по разным  местам, переходя из одного раскольническаго толка в другой.  Возвратившись из бегов на родину, Мучкин быстро начал распространять  заразу раскола, в начале, среди своих семейных, а потом и среди соседей.  В 1887 г. Мучкин, сознав свои заблуждения, присоединился к православной  церкви и явился ревностным защитником православия и искоренителем  раскола; благодаря ему, раскол в с. Кузнецком начал ослабевать и свил  себе гнездо в соседнем селе Губернском. Мучкиным издана небольшая  противораскольническая брошюра: «как я жил и что видел в расколе».  Жители с. Кузнецкаго и деревни Смолиной занимаются земледелием, а частию  -  работами на приисках. Причта по штату положено: священников 2,  диакон 1 и псаломщиков 2. В деревне Смолиной с 1900 году существует  церковно-приходская школа. 

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Ну а я прощаюсь с вами до следующего поста.Ваш дядя Веник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic